Добрый день! Наша первая рассылка в наступившем 2021-м году. Расскажем чего ждем, о чем сожалеем. Готовы? Начнем с потерь. | | | ОДНА ИЗ ТИХИХ ПОТЕРЬ 2020-ГО
| | | ...вкуснейшая суздальская медовуха (и алкогольная, и без). В начале нулевых Суздальский медоваренный завод первым в России возродил производство старинного напитка по архивным рецептам в промышленных масштабах. 15 лет СМЗ удерживал высочайшую планку качества, став лидером рынка, который сам же и сформировал. Теперь завод закрыт из-за проблем с налоговой, гендир под уголовкой, а легендарная медовуха пропала с прилавков. Если говорить об аналогах, то за годы путешествий по России и участия в фестивалях исторической реконструкции раннего и позднего Средневековья (что предполагает знакомство с историШной кухней) встречали только два достойных. В ресторане «Князь Рюрик» в Старой Ладоге некогда (лет восемь назад) подавали бражно по древнескандинавским рецептам. Но ресторанчик уже давно не тот, кажется, даже сменил хозяев и совершенно точно - меню. Отравиться там по-прежнему не отравишься, но былого колорита нет. И сбитень. который варили и подавали в ресторане «Детинец», что размещался на первом ярусе стены у башни Кокуй в Кремле Новгорода Великого. Тоже уже лет десять как «Детинца» нет. Мы еще студентами туда наведывались. Кстати, медовуха в нем была скверная. Не скверная-скверная, но суздальской и в подметки не годилась. | | | ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОССИИ - 50 ЛЕТ
| | | Юбилей ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА - 50 лет. Девять городов России - Москва, Сергиев Посад, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Переславль- Залесский, Иваново - жемчужины в этом ожерелье. А в какой город хотели бы поехать вы прямо сейчас? Какой бы добавили к великолепной девятке? Многие не вносят в этот ряд столицу, у нас не нашлось под рукой фото себя и собак в Иваново и Ярославле. Читали, что Ростуризм вообще планирует создать маршрут «Большое Золотое кольцо», расширив популярный бренд за счет включения в него городов с историей, расположенных в хорошей транспортной доступности от Москвы. Речь идет о Туле, Рязани и др. Безусловно, если такой маршрут будет создан – это хорошо! Львиная доля средств в любом путешествии (что организованном, что самостоятельном) уходит на логистику. Маршрут должен тщательно прорабатываться, предстоящие перегоны и остановки лучше выбирать заранее, и готовое базовое предложение только в плюс путешественнику. Однако сомневаемся в возможности покорить «Большое Золотое кольцо» за один раз. Если честно, то и на классическое «Кольцо» мы возвращаемся и возвращаемся, и каждый раз открываем для себя что-то новое. Первая поездка – всегда ознакомительная. Вторая, уже после изучения архивов и газет столетней давности – с пристрастием по достопримечательностям. Уже получаются снимки из серии «Было, стало», или «Найди ракурс Прокудина-Горского». Третья и последующая становятся тематическими – по следам Пушкина, или по городам Залесья, основанным Юрием Долгоруким. Он основал пару десятков городов в тех краях к югу от современной столицы, и Москва среди них, кстати, тогда не слишком выделялась, что особенно любят подчеркивать провинциальные экскурсоводы. После второй или третьей поездки начинает во всю мощь работать «сарафанное радио» и путешественники становятся апологетами нового маршрута, взахлеб рассказывая о приключениях друзьям и знакомым. Что собственно вы и наблюдаете в нашем лице. | | | Нужно очень четко понимать и различать: есть «Кольцо» атмосферное, колоритное, подлинное, полное настоящего очарования русской старины, а есть - коммерческое, суетное, с толпами народа и бесконечным сервисом. Оно аляповато и часто не аутентично. Бренд, рассчитанный ещё в советское время в первую очередь на иностранцев. И, действительно, если уж куда-то ехать за русским духом, русской стариной, то, однозначно, сюда. А ещё есть то же «Золотое кольцо», но с атмосферой уездных городов 19 века. Эдакой патриархальной старины, но старины не глубокой.
Собственный автомобиль позволяет осматривать любые достопримечательности вне зависимости от набора и количества человек в туристические группы. Более того, чаще всего гид не требуется - много разной информации (вплоть до бесплатных аудиогидов) есть в сети. Хороший гид - всегда на вес золота. Он и актер, и режиссер своего тура, и даже продюсер. К сожалению, в период изоляции все так или иначе занятые в туриндустрии люди кинулись писать туры для внутреннего рынка, набирать группы как попало, ничуть не думая о психологической совместимости участников поездки. Но настоящих самородков на обсуждаемом маршруте найти ещё можно. Вот только часто эти самородки не вписываются в стандарты государственных программ и требований. Обычно в группе хорошего гида бывает не более 15 человек, в противном случае теряется главное конкурентное преимущество - персонализация путешествия и «личные» отношения с каждым из туристов. А чем больше группа, тем ниже ценник для конечного потребителя, как известно, и тем более массовым становится поток туристов на маршруте. Не потеряем ли мы «изюминки» и уникальность каждого населенного пункта, не превратим ли маршрут в череду однотипных остановок, скучных экскурсий, ночевок?!
При всем уважении и любви к крепостному зодчеству, белокаменным церквам и кремлевским стенам, коим изобилует «Золотое кольцо», надо понимать, что показывать туристам одни церкви и кремли – означает набить оскомину. Нужно думать, как подавать и чем разбавлять всю эту историю. Природные красоты, истоки рек, инженерные сооружения ХХ века – плотины, мосты, водохранилища, музеи техники, в том числе и техники времен Великой Отечественной... Большим подспорьем организаторам маршрута могут стать люди, про которых обычно говорят – сам себе достопримечательность. Обычно это художники, музыканты, меценаты, архитекторы – они есть в каждом русском городке. К ним запросто можно прийти на мастер-класс по какой-нибудь линогравюре на старинном станке (как пример). И вот уже ваше посещение города расцвело и заиграло новыми красками. Вы не только наблюдатель, вы уже созидатель, полноценный участник некоего познавательного процесса, пробуете что-то своими руками.
С точки зрения туристической инфраструктуры, которую так ругают поклонники отдыха в Турции и Италии, могу сказать, что та, которая уже существует в российской провинции – приемлема по качеству, но ее очень мало. Мало приличных гостиниц, ресторанов, гостевых домов. Мало не самих точек, а суммарного номерного фонда или посадочных мест. С серьезным турпотоком провинция, как мне кажется, сейчас не справится. Что же касается звезд и комфорта - вдумчивый краеведческий турист неприхотлив. Уже не раз писали и объясняли, проведя предварительно опросы друзей и знакомых (а это большая выборка, поверьте): мы готовы на длительную автобусную поездку, или поездку на собственном авто. Для нас идеальна гостиница или дом, коттедж с оборудованной кухней, хотя минимум раз в день стараемся питаться в ресторане (идеально - если с местной колоритной кухней, кухня - тоже часть культурного кода того места, в которое мы приехали).
И уже не раз рассказывали коллегам-журналистам о том, что для центральной России и «Золотого кольца» приемлем даже следующий режим туров: подъем - завтрак - прогулка по городу, осмотр достопримечательностей - обед в заведении общепита с дегустацией местной кухни - последние фото на память о городе - перегон до следующего городка (не более 2-2,5 часов) - заселение в новую гостиницу. Мы опробовали такой формат в 2017-м году со своими собакенами. В тот момент остались довольны, сейчас хочется нарастить на маршрут «мяса», пропитать его местными легендами и краеведческими байками. Конечно, в таком режиме ночевок каждый раз в новом месте можно продержаться не больше недели и только там, где качество дорожного покрытия и расстояние позволяет. На классическом «Кольце» оно более-менее. За дорожное покрытие нового расширенного маршрута наконец-то взялось государство. Уже только из-за этого факта надо обеими руками приветствовать «Большое Золотое кольцо». Нам, самостоятельным туристам остается только просчитать перегоны! И, повторюсь, главное, отдавать себе отчет, что такой маршрут может быть ознакомительным, но он потеряет добрую часть своих интересных «фишек».
| | | ...с петербургскими мостами в наступившем 2021-м.
В 2021 году сразу 23 петербургских моста отметят юбилей. Самым «взрослым» из них 255 лет - Эрмитажному мосту через Зимнюю канавку и Казанскому мосту через канал Грибоедова. Среди юбиляров - Аничков, Львиный, Банковский, Египетские и другие. 85 лет, кстати, исполнится Володарскому мосту. Он стал первой переправой, построенной в городе после революции 1917-го года.
Одна из главных праздничных дат - 110-летие Большеохтинского. В честь праздника «Мостотрест» даже выпустил о нем альбом. Этот мост - один из самых любимых у нас, всё благодаря особенному архитектурному облику и "лондонскому" стилю.
| | | На этом всё! До новых встреч! При публикации в СМИ материалов рассылки просим указывать активную ссылку на сайт travel.dogrurik.ru | | | Отказаться от рассылки можно, сообщив нам по адресу: hello@dogrurik.ru
Приносим свои извинения за временное отсутствие автоматической «отписки». | | | |