В 1842 году Петропавловский храм впервые был окрашен охрой, в 1874-м – белилами и обит новыми обоями внутри, в 1893-м – покрыт тесом. В 1909 году была построена новая трапезная, крыльцо, под здание был подведен новый фундамент и стены были побелены поверх обшивки.
А теперь «изюминка»! Архитектура храма хоть и привычная для Русского Севера, но относится к достаточно редкому типу «кубоватых храмов». Их таких, «кубоватых» и было-то всего 22, если верить «Соборам.ру». Два – в Карелии, по одному – в Самарской области и в Республике Мордовия, остальные – в Архангельской. Сохранилось до нашего времени 10, при чем одна перенесена в музей в Малые Карелы.
Изначально Вирма входила в состав вотчин знаменитой новгородки Марфы Борецкой, больше известной как Марфа-посадница. Но вскоре после падения республики в Новгороде, как и остальные владения новгородских бояр была изъята. Именно с того времени дошли до нас первые упоминания о храме и даже имя первого священника – Иоанн Сорокин. Но какой именно была та церковь – сказать сложно, она была предшественницей Петропавловской.
10 января 1938 года гонения на церковь поставили точку в православии той поморской Вирмы. По обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян последний священник церкви Петра и Павла Василий Войк (1872—1938).
Говорят, рядом с Вирмой сохранился полуразрушенный фундамент бывших солеварен Соловецкого монастыря (XVI—XVII века). К сожалению, мы не распознали их и, увы, не видели. В следующий раз обязательно возьмем с собой гида-проводника.
|